Сайт учителя биологии

Меню сайта
Категории раздела
Технологии [1]
Написать письмо
Погода
Праздники сегодня
Праздники сегодня
Новости биологии
Главная » Статьи » Биология » Технологии

Синема-технология

Синема-технология (Воспитание школьников  № 3 2008)

 

Синема-технологии как средство воспитания нацелены на создание общности мировосприятия ребенка и взрослого, укрепление их сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия. подросток чаще всего фиксируется только на внешних атрибутах взрослости (курение, физическая сила, секс, демонстрация вседозволенности и власти, обладание предметами роскоши и т.п.). По существу его сознание находится в состоянии моратория – психологической стадии перехода от детства к взрослости, от морали, усвоенной ребенком, к этике, которую еще предстоит принять взрослому. словом, речь идет о методике, помогающей воспитаннику воспринять реальные представления о взрослости посредством кинематографического произведения.

Благодаря синема-технологии можно создать прецедент живого и непринужденного обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, применить на себя линию поведения героев и антигероев киносюжета.

Нами разработано шестнадцать вариантов реализации воспитательного процесса, каждый из которых строится на материале того или иного кинофильма. Фильм при этом становится зеркалом, в котором подросток при помощи педагога может увидеть пути собственного взросления.

Говоря о реализации синема-технологии, следует назвать три основных ее этапа: этюд, экспликация, рефлексия. На этапе этюда ведущий анонсирует фильм. Он может прочитать стихотворение, афоризм, припомнить отзыв одного из кинозрителей и т.п. внимание ребят акцентируется на социальных проблемах, затронутых режиссером. в словах ведущего должна звучать недосказанность. Далее следует просмотр фильма.

Этап экспликации (от латинского «усиление») предполагает актуализацию переживаний, посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма.

На этапе рефлексии в группе идет поиск вариантов решения проблем не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и их прототипам), но и в близком действии (по отношению к конкретным людям, живущим в городе, во дворе, в соседней квартире).

 

Кинофильм «Точка»

Этюд

Педагог рассказывает старинную притчу и анонсирует фильм.

Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:

-Что вы видите? – спросил он.

- Точку, - ответил один.

- Черную точку, - подтвердил торой.

- Жирную черную точку,- уточнил третий.

Тогда старец заплакал. а ученики удивились и спросили:

- Скажи, отец, о чем ты так плачешь?

- Я плачу о том, что все мои ученики увидели черную точку, и никто не заметил чистого белого листа.

Сюжет фильма: волею судеб три девочки оказываются «на панели». У каждой из них есть своя цель, свое оправдание, но ситуация общая… Что такое «точка» - черное на белом или белое в окружении черного? (просмотр фильма).

Экспликация

Педагог (или учащийся в роли ведущего) задает вопросы и выслушивает ответы.

- Как вы считаете, в чем смысл названия фильма?

- Это точка в судьбе девочек? Точка в человеческих отношениях? Точка как место продажной любви?

- Что «белого» видится вам вокруг черной точки, изображенной режиссером фильма?

- Что толкает девочек на занятия проституцией?

- Какие мотивы могут быть у подростков, выбравших этот скользкий путь? (стремление к финансовой самостоятельности, любопытство, желание стать взрослым).

- Почему Аня решает открыть свою точку? Чем она за это расплачивается?

- Почему она позволяет себе украсть деньги у подруги?

- Как это влияет на отношения подруг?

- Почему милиция сквозь пальцы смотрела на подростков, торгующих собой?

-Может ли общество не только на словах порицать, но и на деле предупреждать распространение порока?

- В статье 34 Конвенции ООН о правах ребенка записано, что государства обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Что бы вы сделали против распространения проституции, если бы были политиком, специалистом правоохранительных органов, сотрудником Минздрава?

- Как же все-таки уберечь девочек, желающих быстро проявить свою «взрослость», от рокового шага?

 

Рефлексия

Педагог сосредотачивает внимание подростков на разрешении проблемы посредством побуждающих вопросов.

- У каждой девочки из фильма «Точка» есть свои жизненные цели. Они разные. Но могут ли они оправдать проституцию? Выразите личное мнение.

- Какие последствия могут ждать человека, начавшего торговать своим телом? (В ежегодном отчете Департамента семьи значится, что в 2006 г. органами внутренних дел выявлено более 12 тыс. несовершеннолетних наркоманов и проституток. Последствия такой жизни – это психологические расстройства, увечья от побоев и абортов, венерические заболевания, отсутствие семьи, ранняя старость, одиночество. За последние пять лет в России более 2 тыс. несовершеннолетних мам, ведущих распутный образ жизни, убили своих новорожденных детей. в дома ребенка поступает ежегодно около 5 тысяч. новорожденных детей-отказников).

Категория: Технологии | Добавил: биология (08.02.2012) | Автор: Ольга
Просмотров: 2309 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Случайное фото
Фраза дня
Образ жизни учителя — часть
его профессионального вооружения.
Я - учитель
Мои разработки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Количество дней до
Статистика сайта
Фотографии: 58
Новости: 91
Файлы: 59
Статьи: 4
Тесты: 8
САЙТ ЖИВЁТ

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz