Синема-технология (Воспитание школьников № 3 2008)
Синема-технологии
как средство воспитания нацелены на создание общности мировосприятия ребенка и
взрослого, укрепление их сотрудничества, в процессе которого происходит
становление новых способов социального взаимодействия. подросток чаще всего
фиксируется только на внешних атрибутах взрослости (курение, физическая сила,
секс, демонстрация вседозволенности и власти, обладание предметами роскоши и
т.п.). По существу его сознание находится в состоянии моратория – психологической
стадии перехода от детства к взрослости, от морали, усвоенной ребенком, к
этике, которую еще предстоит принять взрослому. словом, речь идет о методике,
помогающей воспитаннику воспринять реальные представления о взрослости
посредством кинематографического произведения.
Благодаря
синема-технологии можно создать прецедент живого и непринужденного обмена
жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска
ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить
типичные ошибки взросления, применить на себя линию поведения героев и
антигероев киносюжета.
Нами
разработано шестнадцать вариантов реализации воспитательного процесса, каждый
из которых строится на материале того или иного кинофильма. Фильм при этом
становится зеркалом, в котором подросток при помощи педагога может увидеть пути
собственного взросления.
Говоря о
реализации синема-технологии, следует назвать три основных ее этапа: этюд,
экспликация, рефлексия. На этапе этюда ведущий анонсирует фильм. Он может
прочитать стихотворение, афоризм, припомнить отзыв одного из кинозрителей и
т.п. внимание ребят акцентируется на социальных проблемах, затронутых
режиссером. в словах ведущего должна звучать недосказанность. Далее следует
просмотр фильма.
Этап
экспликации (от латинского «усиление») предполагает актуализацию переживаний,
посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике
фильма.
На этапе
рефлексии в группе идет поиск вариантов решения проблем не только в дальнем
действии (по отношению к героям фильма и их прототипам), но и в близком
действии (по отношению к конкретным людям, живущим в городе, во дворе, в
соседней квартире).
Кинофильм
«Точка»
Этюд
Педагог рассказывает старинную притчу и
анонсирует фильм.
Старец призвал
учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:
-Что вы
видите? – спросил он.
- Точку, -
ответил один.
- Черную
точку, - подтвердил торой.
- Жирную
черную точку,- уточнил третий.
Тогда старец
заплакал. а ученики удивились и спросили:
- Скажи, отец,
о чем ты так плачешь?
- Я плачу о
том, что все мои ученики увидели черную точку, и никто не заметил чистого
белого листа.
Сюжет фильма:
волею судеб три девочки оказываются «на панели». У каждой из них есть своя
цель, свое оправдание, но ситуация общая… Что такое «точка» - черное на белом
или белое в окружении черного? (просмотр
фильма).
Экспликация
Педагог (или учащийся в роли ведущего)
задает вопросы и выслушивает ответы.
- Как вы считаете, в чем смысл
названия фильма?
- Это точка в судьбе девочек?
Точка в человеческих отношениях? Точка как место продажной любви?
- Что «белого» видится вам вокруг
черной точки, изображенной режиссером фильма?
- Что толкает девочек на занятия
проституцией?
- Какие мотивы могут быть у
подростков, выбравших этот скользкий путь? (стремление
к финансовой самостоятельности, любопытство, желание стать взрослым).
- Почему Аня решает открыть свою
точку? Чем она за это расплачивается?
- Почему она позволяет себе украсть
деньги у подруги?
- Как это влияет на отношения
подруг?
- Почему милиция сквозь пальцы
смотрела на подростков, торгующих собой?
-Может ли общество не только на
словах порицать, но и на деле предупреждать распространение порока?
- В статье 34 Конвенции ООН о
правах ребенка записано, что государства обязуются защищать ребенка от всех
форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Что бы вы сделали
против распространения проституции, если бы были политиком, специалистом
правоохранительных органов, сотрудником Минздрава?
- Как же все-таки уберечь
девочек, желающих быстро проявить свою «взрослость», от рокового шага?
Рефлексия
Педагог сосредотачивает внимание подростков на разрешении проблемы
посредством побуждающих вопросов.
- У каждой девочки из фильма
«Точка» есть свои жизненные цели. Они разные. Но могут ли они оправдать
проституцию? Выразите личное мнение.
- Какие последствия могут ждать
человека, начавшего торговать своим телом? (В
ежегодном отчете Департамента семьи значится, что в 2006 г. органами внутренних
дел выявлено более 12 тыс. несовершеннолетних наркоманов и проституток.
Последствия такой жизни – это психологические расстройства, увечья от побоев и
абортов, венерические заболевания, отсутствие семьи, ранняя старость,
одиночество. За последние пять лет в России более 2 тыс. несовершеннолетних
мам, ведущих распутный образ жизни, убили своих новорожденных детей. в дома
ребенка поступает ежегодно около 5 тысяч. новорожденных детей-отказников).
|